Два самых распространённых бренда рефрижераторных агрегатов – Carrier и Thermo King (оба из США), а также Daikin (Япония). Для эксплуатации в суровых низкотемпературных условиях нужно знать их сильные и слабые стороны. Модели Carrier на хладагенте R134a обычно гарантируют рабочий диапазон до +25/ –30 °С. Они известны надёжностью и распространённостью: у них проще найти запчасти и знакомых «рефмехаников», а агрегат быстро выводит контейнер на заданную температуру.
В то же время у Thermo King есть установки на хладагенте R404A, которые позволяют опуститься ниже –30 °С . Существуют даже специальные SuperFreezer-версии рефконтейнеров, способные работать до –40…–60 С. Однако у старых моделей Thermo King есть нюансы: они чувствительны к скачкам напряжения и, по опыту продавцов, менее устойчивы к вибрациям при транспортировке (особенно в холоде) . Поэтому если вам нужен контейнер для длительной работы с температурой ниже –30 °С, Thermo King с R404A или SuperFreezer будет правильным выбором. Если же морозильник нужен до –30 °C, многие специалисты советуют Carrier как более простой в обслуживании вариант. В частности, Carrier «быстрее набирает температуру» и «надёжнее и стабильнее» (особенно для массового использования).
При покупке б/у контейнера важно убедиться в достоверности его документов и обозначений. На левой дверце каждого морского контейнера должна быть табличка CSC (Конвенции о безопасных контейнерах). На CSC-пластине указаны дата выпуска контейнера (год и месяц производства), серийный номер и разрешение на перевозку. Эти данные следует сверить с паспортом и договором: подделка маркировки может означать попытку скрыть старый или повреждённый контейнер. Кроме того, без действующего CSC-сертификата контейнер не допускается к международным перевозкам – без CSC и таможенных пломб он «не включается в логистическую цепочку». Самостоятельно выявить подлог, если он имеет место быть, задача почти не решаемая. Привлекайте сторонних специалистов, не экономьте на инспекции.
Надёжный поставщик должен предоставить полный пакет документов и гарантий. Чаще всего это включает договор купли-продажи, паспорт контейнера, ГТД, спецификацию. Важен гарантийный срок на контейнер и его агрегат. Например, многие продавцы б/у рефконтейнеров дают гарантию 3 месяца после покупки на основные дорогостоящие узлы (компрессор и контроллер) Этого достаточно, чтобы выявить скрытые неисправности.
Требуйте от продавца именно такие подтверждения и письменные обязательства. Если какие-либо документы отсутствуют (например, нет технической инспекции PTI или нет гарантии), это серьёзный повод отказаться от покупки.
Перед использованием контейнера в холодном климате необходимо провести тщательную подготовку его корпуса и холодильной установки:
• Проверка корпуса и дверей. Осмотрите все панели, пол и крышу контейнера на предмет трещин, сквозных отверстий и ржавчины. Особое внимание уделите уплотнителям дверей и петлям: старые или повреждённые уплотнители «плохо работают», через них холод уходит, а тёплый воздух попадает внутрь. Деламинация панелей корпуса на контейнерах б/у, допускается не более 20% от всей площади. Отслоение панелей более чем 20% грозит тепловыми потерями.
• Проверка холодильного агрегата и контроллера. Убедитесь, что холодильная установка справляется с низкими температурами. Проверьте рабочее давление, герметичность фреоновой системы и состояние компрессора. Замените масло и фреон по регламенту, особенно если агрегат долго простоял. Установите контроллер на необходимую температуру и протестируйте работу без груза: система должна стабильно удерживать заданный холод . Убедитесь, что система разморозки корректно оттаивает испаритель (чтобы не накапливался лёд).
• Электроснабжение. Для стационарного режима обеспечьте надёжное подключение к сети 380 В через защитный трёхфазный автомат. Кабель и вилка должны быть рассчитаны на мороз. Проверьте наличие устойчивого заземления и защит от перепадов напряжения (специальные реле/стабилизаторы), так как рефрижераторам вредны скачки сети.
Таким образом, осмотр, герметизация и качественное утепление корпуса, а также проверка работоспособности всех узлов – ключевые этапы подготовки контейнера перед эксплуатацией в суровом климате.
Герметичность корпуса – одна из важнейших характеристик рефрижераторного контейнера. Закрытый как «термос», контейнер должен изолировать внутренний объём от внешнего воздуха. Именно поэтому при длительных перерывах работы или снегопадах важно сохранять уплотнения в порядке и плотно закрывать двери. Если герметичность нарушена, тёплый и влажный воздух попадёт внутрь холодной камеры и вызовет конденсацию и обмерзание. В статье о контейнерных бытовках отмечено: при длительном отсутствии отопления во всепогодном контейнере выпадает конденсат на стенах и начинает течь лёд – это приводит к коррозии корпуса и внутренним повреждениям . То же самое случится и с рефрижератором: появившийся конденсат вызовет коррозию внутренних элементов, образование льда на испарителе и поломку агрегата. Поэтому даже в случае остановки нужно закрыть контейнер или обеспечить вентиляцию с подогревом, чтобы внутренняя влажность не достигала критического уровня. Напомним, что надёжно герметичный корпус – одна из трёх составляющих сохранения температуры вместе с холодильной установкой и питанием. В сухом морозе потери будут минимальны, если контейнер плотно закрыт и защищён от ветров и снега.
Для круглогодичной стационарной работы в арктическом климате контейнер нужно установить на подготовленное основание и обеспечить сервис. По правилам установки рефрижераторных контейнеров, необходимо ровное и прочное основание – это могут быть бетонные блоки или свайный фундамент. Место выбирают с защитой от ветров и солнца, без близких источников тепла , чтобы металл не нагревался и не деформировался.
Далее нужен надёжный источник электропитания. В условиях до –50 °C часто применяют автономный дизель-генератор (на автономном или смоленском топливе с низкотемпературными присадками). Двигатель генератора оборудуют предпусковым подогревом, чтобы он не «замёрзал» ночью. Аккумуляторы содержат в тёплом помещении или с подзарядкой. При возможности организуйте резервирование питания – линии в Арктике ненадёжны. В сети ставят стабилизаторы и защитные автоматы.
Наконец, регулярное обслуживание. В холоде важна профилактика: проверка состояния масла в компрессоре (лучше минеральное с присадками для низких температур), свежесть хладагента, работоспособность подогревателей картера и испарителя. Мониторинг температуры и удалённый контроль (SMS/GPRS-сигнализация) помогут быстро отреагировать на сбой. Привлеките рефмеханика для ежегодной проверки: даже при отключённом моторе отслеживайте герметичность и отсутствие протечек.
Таким образом, грамотная подготовка к арктическим условиям включает ровную площадку и защиту от непогоды , надёжную электросеть с резервом, дополнительное обогревание двигателя или камеры и систематическую проверку узлов. При соблюдении всех этих мер контейнер сможет безопасно работать и хранить продукты даже при –50 °C.
Ищите компании, которые импортируют рефконтейнера сами, они смогут собрать ваш заказ в короткие сроки. Обратите внимание на наличие собственной сервисной базы и количество сервисов оказываемых поставщиком. Основная масса продавцов не имеет собственных терминалов и специалистов в штате, в этом нет крупных рисков для покупателя, но это может быть минусом, при выборе и исполнении продавцом своих гарантийных обязательств. Не экономьте на привлеченных рефмеханиках, которые будут помогать вам в выборе рефконтейнера и обратят ваше внимание на особенности, которые умолчал продавец. Будьте внимательны, контейнера свежее 13 лет имеют ограниченный к поставке в РФ объем и подделываются чаще всего.
Вывод: при выборе б/у рефконтейнера для севера обращайте внимание на возраст (Оптимально – минус 12-14 лет от даты поиска, наиболее распространенные к продаже года с большим выбором), тип холодильной установки и её диапазон температур, подлинность маркировки и наличие CSC. Покупайте только у проверенных поставщиков с гарантиями, осматривайте корпус и установку а также правильно ставьте его на базу и готовьте к зиме. Тогда он прослужит долго и надёжно сохранит ваш груз.