Покупка б/у рефрижераторного контейнера — дело непростое. Особенно если вы хотите, чтобы оборудование действительно прослужило вам долгие годы, а не стало обузой уже в первый сезон. За 30 лет в профессии я повидал многое — и технические чудеса, и, к сожалению, массу примеров, когда людей откровенно обманывали. Одна из самых распространённых схем — подмена года выпуска контейнера. Ниже расскажу, как это работает, на что обращать внимание и как себя обезопасить.
Важно понимать: рефконтейнер не является техническим средством, как, например, автомобиль или спецтехника. Поэтому у него нет ПТС (паспорта технического средства) или аналога этого документа.
Обычный комплект документов на контейнер в РФ включает:
• паспорт контейнера с печатью продавца,
• сертификат соответствия (если предоставляется),
• универсальный передаточный документ (УПД),
• номер ГТД (грузовой таможенной декларации).
Важно: продавец не обязан показывать вам копию ГТД — это его право, а не обязанность. Убедиться в добросовестности поставщика можно только по совокупности факторов — включая репутацию, открытость, прозрачность сделок и готовность предоставить дополнительные сведения.
Физическая подмена года выпуска на табличке контейнера (КТК) или на рефустановке — несложная задача.
Обычно меняются:
• таблички на раме контейнера;
• стикеры и наклейки на компрессоре и платах;
• пластиковые бирки на жгуте проводов;
• детали с «молодыми» номерами.
Такой «косметический ремонт» стоит дешево, а эффект — значительный: контейнер с маркировкой «2017» вместо «2012» можно продать на сотни тысяч рублей дороже.
Но даже если с табличками всё «как новое», бывалого механика не обманешь. По косвенным признакам можно с высокой вероятностью определить реальный возраст контейнера:
Рынок устроен просто: основной поток б/у рефконтейнеров на продажу в РФ — это техника 11–13-летней давности. Это обусловлено внутренней политикой больших океанских линий (OOCL, Maersk, MSC и др.), они обновляют свой парк рефрижераторных контейнеров не позже 11-12 лет со дня ввода в эксплуатацию. Если мы видим дату производства контейнера свежее, чем 12 лет, то цена на Европе или Азии в закупке на него будет выше на 20-30%. Везти контейнера не под заказ в такой ценовой категории массово — не рентабельно для Российских импортеров. К сожалению, составители тех заданий на тендерные закупки не обладают нужной квалификацией. По этому, мы иногда видим заявки на 10-50 штук рефконтейнеров 2015-2018 годов, одним лотом. Такие объемы на рынке РФ – мягко сказать, редкость.
В основном, большие объемы рефконтейнеров закупают под задачи снабжения дальних регионов, где ремонтопригодность является значимым фактором. Поэтому, поршневой компрессор, почти обязательное условие в ТЗ. Никого не смущает, что в 2013 году Carrier прекратил массовое производство конфигурации ThinLine. С этого времени они выпускаются только по спецзаказу, а следовательно, весьма ограниченными партиями.
Дальше все развивается как в плохой пьесе, техническая служба не желает менять ТЗ , признавать свою оплошность и проходить заново весь круг согласований, закупщик не желает доносить информацию до руководства, признавать свою некомпетентность и срывать длинную цепочку логистики.
Таким образом, объемный запрос б/у рефконтейнера «свежих» годов подталкивает недобросовестных продавцов на мошеннические действия, а сотрудников покупателя на их сокрытие.
Контейнеры моложе 10 лет:
Поэтому, если вам предлагают «почти новый» контейнер по цене десятилетнего — будьте осторожны. Велика вероятность, что перед вами — продукт «работы. напильником»
Вывод — берегите свои деньги и репутацию.
Лучший способ избежать ошибки — обратиться к профессионалам. Это стоит денег, но сэкономит вам гораздо больше в будущем.
Помните: у дешёвого контейнера всегда есть причина, почему он дешев. А ваша задача — понять, какая именно. И лучше, если с вами рядом будет специалист, который знает, на что смотреть